Назначение и некоторые свойства тканей во многом зависят от их колористического оформления: цвета, колорита, характера расцветки и вида напечатанного рисунка.
Цвет
Цвет — это зрительное ощущение света определенного спектрального состава. В состав дневного света входят следующие монохроматические цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые три цвета называют теплыми; они более яркие, лучше выявляют фактуру ткани, способствуют поглощению тепловых лучей. Последние три цвета называют холодными: они менее яркие, скрывают фактуру ткани, отражают тепловые лучи. В районах с жарким климатом целесообразно использовать для одежды ткани, окрашенные в холодные цвета. Чисто-зеленый цвет — нейтральный.
Цвет ткани зависит от ее способности отражать или поглощать в той или иной степени световые лучи. Если ткань отражает все падающие на нее лучи, она будет белой, если все поглощает — черной. Неполное отражение тканью всех лучей дает серый цвет.
Цвет ткани определяется лучами, которые она отражает, поглощая или пропуская сквозь себя все остальные. Хроматические цвета могут характеризоваться тональностью, светлотой, яркостью и насыщенностью. Ахроматические цвета (черный, серый, белый) характеризуются только светлотой. Например, черный бархат будет обладать наименьшей светлотой, чем другие ткани черного цвета. Среди отбеленных тканей встречаются ткани различной степени белизны, т. е. светлоты. Различные серые ткани можно получить от переплетения черных и белых нитей или из крученых нитей, состоящих из черной и белой пряжи. В зависимости от толщины черной или белой нити получают серую ткань той или иной светлоты.
Тональностью цвета называют его различные оттенки, которые находятся в спектре между соседними цветами. Насыщенность цвета, или его интенсивность, присуща цветам спектра. Чем дальше хроматические цвета от спектральных, тем они менее насыщенные. Хроматические цвета на ткани могут быть получены путем субтрактивного и оптического смешения красителей (трехцветная печать), в результате чего создается впечатление многоцветного печатного рисунка. Эффект оптического смешения цветов используют также при выработке тканей пестротканым способом, при использовании в ткачестве нитей мулине и меланжевых (шотландка, эпонж и др.). Например, смесь волокон красного и синего цветов в равных количествах даст пряже фиолетовый цвет; если в смеси будут преобладать волокна красного цвета, пряжа будет красной с пурпуровым оттенком; если в смеси будут преобладать волокна синего цвета, пряжа будет синей с фиолетовым оттенком.
Колорит
Колорит — соотношение всех цветов, участвующих в расцветке ткани. Соответствующим цветом можно придать ткани радостный, яркий или мрачный колорит. Колорит зависит не только от тона, светлоты и насыщенности цвета, но и от количественного соотношения цветов. Так, например, большое значение имеет фон, на котором изображен рисунок. Один и тот же рисунок может быть выполнен в разных цветах и с другим фоном, при этом колорит ткани меняется. В зависимости от моды сезона и других факторов одежда может быть изготовлена из тканей одного рисунка, но разного колорита.
Широкое распространение получают все оттенки серого (от темного до светло-жемчужного), а также белый, зеленый (шалфей и бутылочный), каштановый, шоколадный и бежевый цвета, все нежные оттенки голубого и розового.
Всегда модны ткани коричневого цвета всех оттенков, свинцово-зеленого, изумрудно-зеленого, синего, лилового, а также черного цветов.
Источник: «Технология тканевязного производства»
Л.С. Смирнов, Ю.И. Масленников, В.Ю. Яворский
Опубликовано: 2008-12-23 18:51:19