Переплетение нитей

Переплетение нитей в ткани является одним из главнейших показателей строения ткани.

Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке согласно раппорту переплетения, образуя ткань с характерными для данного переплетения структурой, внешним видом и свойствами. Раппортом переплетения (R) называется минимальное число нитей, потребное для законченного ткацкого рисунка.

 

Все ткацкие переплетения делятся на четыре класса:

 

 

1. Простые (гладкие или главные) переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое (атласное).

2. Мелкоузорчатые (армюрные) переплетения, подразделяющиеся на два подкласса:

А. Производные переплетения от простых:

а) производные от полотняного переплетения — репсовое, рогожка;

б) производные от саржевого переплетения — усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковые и др.;

в) производные от сатинового и атласного переплетений —

усиленный сатин, усиленный атлас.

 

Б. Комбинированные переплетения: креповые диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.

 

3. Сложные переплетения: двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные) и др.

 

4. Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения: простые и сложные крупноузорчатые.

 

Ниже дана характеристика основных переплетений, которыми вырабатываются ткани для изделий широкого потребления.

 

Полотняное (гарнитуровое, гроденаплевое) переплетение характеризуется наиболее частым переплетением нитей основы и утка, с наличием на поверхности равного количества основных и уточных перекрытий, расположенных в шахматном порядке, благодаря чему лицевая и изнаночная стороны ткани одинаковы. Раппорт переплетения по основе равен двум нитям.

 

В соответствии с раппорт простых переплетений выражается математической формулой в виде уравнения прямой.

 

Таким переплетением могут быть выработаны наиболее тонкие, легкие и наименее плотные ткани типа шифонов, батистов. Это переплетение создает ровную поверхность ткани, дающую четкий рисунок при печатании.

 

При значительной разнице в толщине нитей основы и утка на ткани образуются поперечные (чаще) или продольные рубчики, создающие репсовый эффект (ложный репс). Это так называемые рубчиковые ткани: трувиль, поплин, зефир и др. Такие ткани выпускают преимущественно в гладкокрашеном виде. Ткани этого переплетения более прочны на разрыв, чем ткани другого переплетения (при одинаковом количестве нитей такой же толщины на единицу площади) и имеют наиболее жесткую структуру. Это переплетение не затрудняет раскрой тканей, кроме рубчиковых тканей. Таким переплетением вырабатывают: полотно, бязи, ситцы, батист, маркизет, майю, вольту, бортовку, сукна, креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин и другие ткани.

 

Саржевое переплетение характеризуется менее частым переплетением нитей основы и утка с наличием на поверхности ткани косых полосок — диагоналей, образованных из основных и уточных перекрытий вследствие сдвига раппорта переплетения в каждом последующем горизонтальном ряду перекрытий на одну нить.

 

Обычно диагонали идут под углом 45°, но в случае увеличенной плотности основы или утка диагонали будут идти более круто или более полого.

 

Раппорт саржевого переплетения по основе равен трем и более нитям и может быть выражен дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, а знаменатель — число уточных перекрытий в раппорте. Если на лицевой стороне ткани преобладают основные нити, саржу называют основной, а если уточные нити, саржу называют уточной. Основные саржи используют в тех случаях, когда хотят вывести на лицевую сторону основу. Такими переплетениями вырабатывают полушелковые ткани с шелковой основой и хлопчатобумажным утком. Уточными саржами вырабатывают ткани, на лицевой стороне которых преобладает уток, например полушерстяные ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком.

 

Саржевым переплетением вырабатывают более плотные, толстые и тяжелые ткани, чем -ткани полотняного переплетения. Такие ткани несколько уступают по прочности на разрыв тканям полотняного переплетения, но вследствие удлиненных перекрытий по основе или утку они более гладкие и более прочные к истиранию, поэтому их часто используют в качестве подкладки.

 

Ткани саржевого переплетения отличаются от тканей полотняного переплетения также большей мягкостью, эластичностью, растяжимостью, особенно по диагонали, и драпируемостью.

 

С увеличением раппорта саржевого переплетения уменьшается прочность ткани на разрыв, увеличиваются стойкость к истиранию, мягкость, эластичность, растяжимость, лучше выявляется рельефность диагоналей.

 

Саржевые переплетения влияют на процесс раскроя тканей, несколько усложняя его. Ткани этих переплетений легко растяжимы и поэтому требуют большого внимания при настилании, 1 чтобы не допустить перекоса кроя.

 

Саржевым переплетением вырабатывают ряд тканей подкладочного и плательного назначения (саржа, кашемир и др.).

 

Сатиновое и атласное переплетения отличаются от полотняного и саржевого переплетений тем, что ткань получает наиболее ровную и гладкую поверхность с повышенным блеском, образующуюся вследствие наиболее редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных перекрытий, ткань называют сатином, а переплетение — сатиновым. Если лицевая сторона ткани образована из основных перекрытий, ткань называют атласом (ластиком), а переплетение — атласным. Раппорт переплетения по основе равен пяти и более нитям. Рисунок переплетения строится вследствие сдвига раппорта в каждом последующем горизонтальном ряду перекрытий не менее чем на две нити и не более чем на две нити.

 

Выражают раппорт дробью, где в числителе указано количество нитей в раппорте, а в знаменателе — число нитей сдвига; например, раппорт может быть 5/2, 7/2, 7/3. 8/3, 8/5 и т. д.

 

Ткани сатинового и атласного переплетений характеризуются повышенной плотностью: первые — по утку, вторые — по основе. Такие ткани будут еще более толстыми и тяжелыми, чем ткани полотняного и саржевого переплетений. Их гладкая поверхность дает четкий рисунок при печатании, обусловливает повышенную стойкость к истиранию. Кроме того, эти ткани характеризуются хорошей мягкостью и эластичностью.

 

К недостаткам этих переплетений относится то, что они придают тканям, особенно шелковым, некоторую осыпаемость и скольжение.

 

Сатиновым переплетением вырабатывают хлопчатобумажные сатины и некоторые драпы. Атласным переплетением вырабатывают хлопчатобумажные, льняные (коломенок) и шелковые (атлас, креп-сатин, сатин подкладочный) ткани.

 

Репсовые переплетения образуются путем удлинения основных или уточных перекрытий полотняного переплетения при сохранении расположений этих перекрытий в шахматном порядке. При этом нити одной системы могут перекрывать две, три и более нитей другой системы, образуя на поверхности выпуклые рубчики; поперечные — в основном репсе и продольные — в уточном. Обычно плотность нитей в основном репсе больше по основе, а в уточном — по утку. Причем в этих случаях поверхность ткани образована из нитей одной системы, а нити другой системы находятся внутри ткани и не видны ни с лицевой, ни с изнаночной стороны.

 

Ткани репсового переплетения вследствие более редкого переплетения нитей по сравнению с тканями полотняного переплетения обладают большей мягкостью и превосходят их по прочности на разрыв.

 

Раскраивать ткани репсового переплетения нужно так, чтобы рубчики на деталях одежды имели строго определенное направление.

 

Репсовым переплетением вырабатывают репс, файдешин, креп-фай и другие ткани.

Репсовым переплетением можно выработать также ткань с ровной поверхностью, без рубчиков, если использовать пряжу разной толщины», например, в уточном репсе уток толщиной 50 текс (№ 20) перекрывает две нити основы толщиной 25 текс (№ 40).

 

Рогожка (гродетуровое) — это двойное или тройное полотняное переплетение, образованное в результате одновременного переплетения двух или трех основных и стольких

 

Сложная саржа характеризуется наличием в одном раппорте нескольких диагоналей различной ширины, и т. д. Это переплетение также может быть основным, уточным и равносторонним. Ткани этих переплетений имеют свойства, присущие тканям саржевых переплетений. Вырабатывают этими переплетениями некоторые плательные и костюмные ткани.

 

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего получается рельефный рисунок в виде «елочки». Благодаря различному отражению света диагоналями, идущими же уточных нитей, в результате чего на поверхности ткани образуются чередующиеся прямоугольники из основных и уточных перекрытий, расположенных в шахматном порядке.

 

Такие переплетения позволяют вырабатывать ткани большей плотности, достаточно мягкими и эластичными.

 

Такими переплетениями вырабатывают хлопчатобумажную и льняную рогожку и шелковые ткани (цанама, креп Алтайский и др.).

 

Усиленная саржа в отличие от простой не имеет одиночных перекрытий. Она может быть основной с раппортом по основе и т. д., уточной и т. д. и равносторонней и т. д. Ткани таких переплетений характеризуются более широкими рельефными диагоналями. Свойства их аналогичны свойствам тканей простых саржевых переплетений. Этими переплетениями вырабатывают ткани костюмного (шевиот, бостон, трико и др.), плательного (шотландка, кашемир, фланель и др.), пальтового (коверкот, фуле, трико этуаль и др.) и подкладочного (саржа хлопчатобумажная и шелковая и др.) назначений.

 

в разных направлениях, на поверхности ткани наблюдаются продольные полоски из чередующихся основных и уточных перекрытий. Особенно хорошо создается эффект «елочки» при пестротканом способе выработки ткани. Этим переплетением вырабатывают хлопчатобумажные и шерстяные костюмные ткани типа трико, а также некоторые пальтовые ткани.

 

Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей так, что против диагоналей из основных перекрытий располагаются диагонали из уточных перекрытий.

 

Этим переплетением вырабатывают костюмные (трико и др.), пальтовые (драпы и др.) и бельевые (гринсбон) ткани.

 

Усиленный сатин (усиленный атлас) — это переплетения, образуемые путем усиления основных перекрытий в сатине и уточных — в атласе. Усиление происходит благодаря выводу на лицевую сторону сдвоенных перекрытий, в результате чего повышается прочность ткани.

Переплетением усиленного сатина вырабатывают молескин, сукна. Переплетение усиленного атласа используется при выработке габардина и некоторых двухслойных тканей для подкладочного слоя.

Креповые переплетения образуются видоизменением полотняного переплетения путем добавления отдельных основных перекрытий, в результате чего получаются удлиненные перекрытия, разбросанные по поверхности ткани.

Креповые переплетения могут быть получены также на основе рогожки путем исключения и добавления основных перекрытий в определенных участках ткани и путем совмещения, например, раппорта сатинового переплетения с раппортом сложно-саржевого переплетения, в результате чего получается мелкофигурный рисунок, создающий мелкозернистую поверхность ткани.

Креповые переплетения весьма разнообразны. Они позволяют имитировать креповый эффект тканей, выработанных из нитей креповой крутки.

Благодаря беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям ткани крепового переплетения лучше сопротивляются смятию и не вызывают затруднений при раскрое.

Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей (шерстянка, плетенка, креп Весна, креп Вуалин, эпонж и др.).

 

Диагоналевые переплетения образуются обычно на базе сложных саржевых переплетений путем увеличения сдвига раппорта или путем сложения двух раппортов разных саржевых переплетений. Наиболее часто диагоналевые переплетения образуются по первому способу. При этом получаются более рельефные и крутые диагонали, чем при саржевом переплетении.

Диагоналевыми переплетениями вырабатывают преимущественно плотные, тяжелые, жесткие и малорастяжимые ткани средней толщины (типа хлопчатобумажных и шерстяных диагоналей, габардинов, коверкотов).

 

Составные (комбинированные) переплетения могут быть составлены из двух или более различных переплетений. Такие переплетения можно составить из полотняного и репсового, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т. д. Наиболее часто их используют для выработки разнообразных костюмных и брючных трико и реже плательных тканей.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.

 

Схема двухуточного разреженного переплетения, часто используемого для выработки облегченных драпов. Как видно из схемы переплетения, лицевой уток выходит на лицевую сторону ткани через нить подкладочного утка, причем на лицевой стороне ткани преобладают нити лицевого утка. Одиночные выходы подкладочного утка на лицевую сторону оказываются незаметными, так как они попадают между двух лицевых уточных нитей, которые

 

при уплотнении полностью их закрывают. При этом лицевым утком закрываются и основные перекрытия по подкладочному утку и на лицевой стороне и изнанке ткани образуется ткацкий рисунок в виде уточной саржи 1/3. Этим переплетением можно выработать равностороннюю ткань из хлопчатобумажной основы и шерстяного лицевого и подкладочного утка с двухсторонним начесом.

Могут быть выработаны и двухлицевые разносторонние ткани, например, с лицевым саржевым переплетением 2/2, сложной саржей, а также диагоналевым переплетением, а с изнанки— сатиновым или уточно-саржевым переплетением, при этом ворсуется главным образом изнанка.

 

Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью, весом, хорошими теплозащитными свойствами и износостойкостью.

Этим переплетением могут быть выработаны ткани с подкладочным утком более низкого качества, так как прочность его не имеет большого значения.

Аналогичным образом могут быть выработаны двухлицевые ткани из двух систем основы (лицевой и подкладочной) и одной системы утка.

Двухлицевыми переплетениями вырабатывают тонкосуконные пальтовые ткани (драпы Велюр, Деми, Флаконэ и др.), шелковые (креп-фай, креп Экстра) и хлопчатобумажные (байка) ткани.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка,

три основы и два утка. Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.

Этими переплетениями вырабатывают наиболее толстые, плотные тяжелые ткани, в которых кладочные основные и уточные  нити могут быть более низкого качества, более дешевыми, в результате этого при значительном увеличении веса ткани стоимости ее увеличивается незначительно.

Двухслойными переплетениями вырабатывают износостойкие и теплозащитные тонкосуконные пальтовые ткани (драпы Эра, Ленинградский, Север, Одесский и др.), а также некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс, состоящий из густо выступающих кончиков волокон. Ворсовая поверхность может быть образована нитями утка (уточноворсовые переплетения) или нитями основы (основоворсовые переплетения).

Уточноворсовое переплетение. Образуется из трех систем нитей: основы и утка, образующих грунт ткани обычно полотняного переплетения, и ворсового утка, образующего удлиненные перекрытия по утку, которые затем в процессе отделки разрезаются и образуют ворсовую поверхность. Таким переплетением вырабатывают хлопчатобумажные ткани с ворсом высотой около 1 мм, равномерно расположенным по всей поверхности ткани (полубархат) и в виде рубчиков различной ширины (вельвет-корд, вельвет-рубчик).

Основоворсовое переплетение образуется из пяти систем нитей: трех основ и двух утков. Две основы, переплетаясь с двумя утками, образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим. Третья основа, ворсовая, входит в структуру верхнего и нижнего полотен, в определенном порядке связывая их между собой. По мере выработки ткани на ткацком станке она надвигается на движущийся поперек ткани нож, который разрезает ворсовую основу, в результате чего получаются одновременно две ткани с ворсовой поверхностью. Таким переплетением вырабатывают ткани с ворсом из натурального или искусственного шелка высотой до 2 мм (бархат), от 2 до 4 мм (плюш) и до 10 мм и более (искусственный мех).

Благодаря ворсовому переплетению можно получить ткани с красивым внешним видом, хорошей износостойкостью, так как ворс стоек к истиранию и хорошо предохраняет ткань от износа. Такие ткани характеризуются также повышенными теплозащитными свойствами.

Ткани, у которых на поверхности ворс расположен в виде рубчиков, необходимо раскраивать так, чтобы рубчик на всех деталях одежды имел одно направление.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с машиной Жаккарда. Узоры, образуемые на ткани этими переплетениями, многообразны по форме и сложности: различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др. Они могут быть разделены на две группы — простые и сложные.

Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений. Такими переплетениями вырабатываются хлопчатобумажные (сатин жаккардовый, зефир жаккардовый и др.), льняные (скатерти, полотенца, салфетки), шерстяные (ткань Эффект) и шелковые (поплин фасонный, дудун, альпак, индухун) ткани.

Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Различают двухлицевые (ткань костюмная фасонная и др.), двухслойные (гобелен и др.) и ворсовые (велюр-бархат и др.) крупноузорчатые переплетения.

 


 

На правах рекламы:
http://nmed.org/» target=»_blank на сайте "Народные рецепты".
nmed.org

Опубликовано: 2008-12-23 17:57:12

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages