Мода в трикотаже, развиваясь с учетом общего направления моды в одежде, представляет в настоящее время самостоятельный раздел искусства моделирования. Трикотаж сегодня— это не только дополнения к одежде, часть ансамбля, каким он являлся раньше, когда выпускали только жакеты, джемперы и жилеты.
Трикотаж сегодня — это платья и костюмы, комплекты двойки и тройки, пальто легкие, демисезонные и меховые, жакеты, заменяющие мужские пиджаки, и великолепные спортивные костюмы. Это, помимо одежды для работы, улицы или спорта, туалеты нарядные и элегантные. Сейчас в трикотаж человека можно одеть буквально с головы до ног, не прибегая к услугам текстильщиков, причем не просто одеть, а выбрать одежду по сезону и к любому случаю. Из трикотажа можно практически изготовить все изделия, выпускаемые швейной промышленностью из тканей, и, кроме того, благодаря специфическим свойствам трикотажа (эластичности, растяжимости), те изделия, которые изготовляют лишь трикотажные фабрики.
Если учесть замечательные гигиенические свойства трикотажа— гигроскопичность, теплопроводность, несминаемость и способность выдержать продолжительную носку, не изменяя значительно внешнего вида,— станет понятно, почему одежда из трикотажа очень любима, а трикотажная отрасль является одной из самых перспективных отраслей легкой промышленности.
Каковы же основные тенденции моды в трикотаже? Мода в трикотаже не подвержена столь частым изменениям, как в одежде вообще. Она более стабильна и вместе с тем более гибка. В одежде очень много значат силуэт, форма, линии (как конструктивные, так и декоративные), а в трикотаже они не являются главными факторами. Эластичность трикотажа, способность распускаться, подсказывает более простые формы. Резные линии, крой по косому направлению почти отсутствуют; если их и применяют, то лишь в небольшой части изделий, кроенных из полотна устойчивых переплетений.
Изменение моды в трикотаже происходит в основном путем изменения характера переплетений, рисунков трикотажных полотен, колорита, деталей отделки, путем создания новых пропорций в композиции костюма. Новая мода, логически вытекая из предыдущей, развивая и дополняя уже существующие формы, детали, линии, бережно сохраняет наиболее интересные и вместе с тем приемлемые для последующих лет предложения.
Основные черты современной моды — это элегантная простота и удобство, красота и утилитарность.
Все большую роль начинает играть ансамбль одежды, гармоничное сочетание всех ее частей, причем понятие «ансамбль» перерастает в более глубокое понятие — «образ человека»: учитывается не только красота самой одежды, но, главное, специфические черты данного человека (например, национальные традиции, особенности вкуса, эстетические требования). Характерной чертой современной моды является строгое разграничение комплектов одежды по сезонам, назначению, возрастным и размерным группам. Повседневные комплекты отличаются простотой, целесообразностью и практичностью, деловитостью и спортивностью. Деловая одежда спокойна и сдержана в цвете, силуэт строгий. К признакам спортивных комплектов следует отнести стройность и легкость пропорций, лаконизм и динамизм композиции, четкие цветовые решения. В нарядных ансамблях для женщин преобладают декоративное начало, женственный изящный стиль в оформлении деталей.
Приемы создания моделей бесконечно разнообразны. При этом, однако, в процессе развития моды в трикотаже в течение нескольких лет определились четыре основных силуэта:
с прямой линией бокового шва;
с мягким лифом;
полуприталенный;
с небольшим напуском по линии бедер.
Силуэт с прямой линией бокового шва используют в жакетах, джемперах, костюмах женских, детских и мужских. Платья и пальто прямой формы могут быть без пояса или с поясом, свободно расположенным по линии бедер несколько ниже линии талии.
Силуэт с мягким лифом (небольшой напуск по линии талии) можно смело рекомендовать для женских жакетов, джемперов, костюмов и платьев прямой формы, но с поясом, плотно охватывающим талию. Мягкий напуск по линии талии может быть также достигнут благодаря переплетению (переключением с одного вида вязания на другой). Например, юбку вяжут устойчивым малорастягивающимся переплетением, а лиф — легкорастяжимым, обеспечивающим расширение его после снятия с машины. Величину напуска варьируют в зависимости от тенденций моды.
Полуприталенный силуэт наиболее моден; он рекомендуется для женских платьев, костюмов и пальто. В изделиях, кроенных из трикотажных полотен, прилегания достигают с помощью различных вытачек, а в вязаных изделиях с плоских фанговых машин — благодаря растяжимым эластичным переплетениям.
Надо отметить, что в современной моде даже некоторые изделия для мужчин рекомендуются прилегающей формы. Силуэт с напуском по линии бедер характерен только для изделий, вырабатываемых непосредственно на машинах (полурегулярных). Низ изделия вяжется резинкой, а стан — менее растяжимым переплетением, благодаря чему получается легкий напуск (аналогичный эффект можно получить, если низ изделия вязать любым малорастяжимым переплетением с переключением на более растяжимое). Этот силуэт используют для жакетов, джемперов, жилетов женских, мужских и детских, а особенно для изделий спортивных и молодежных.
В одежде массового выпуска всех четырех силуэтов предполагается юбка прямой формы, как наиболее приемлемая для трикотажа. Изделия со слегка расширенной юбкой рекомендуются только при индивидуальном изготовлении или производстве очень небольших серий, так как здесь необходимы особенно тщательные раскрой и шитье.
Наиболее распространенным и целесообразным для одежды из трикотажа является силуэт с прямой линией бокового шва.
Для одежды этого силуэта характерны максимальная экономия материала, удобство в носке и вместе с тем отнюдь не меньшая эмоциональная выразительность, чему во многом способствуют фактура и колорит трикотажного полотна, новые пропорции, детали отделки.
Форма изделий гибкая, плавная, слегка обрисовывающая контуры фигуры. Наблюдается тенденция к уменьшению объемов одежды как повседневной, так и нарядной и даже спортивной.
Источник: О.Д. Галанина «Трикотаж, его свойства, переплетения и рисунки»
Опубликовано: 2008-12-23 15:47:37