Пестрый и рельефный основовязаный трикотаж

 Предположим, читатель, что вы купили трикотажное платье, костюм или пальто с рисунком из цветных клеток, зигзагов, полосок и т. п., полученным с применением буклированной или другой фасонной пряжи, и хотите узнать, как связано купленное вами изделие. Попробуйте его прежде всего растянуть.

 

 Если оно не растягивается или растягивается с большим трудом, можно сразу же предположить, что это основовязаный трикотаж. Чтобы окончательно в этом убедиться, вглядитесь в строение петель лицевой и изнаночной сторон. Если изделие связано двойным или двухфонтурным основовязаным переплетением, с обеих сторон его нетрудно увидеть только лицевые петли; трикотаж кажется как бы двухслойным. Подобные переплетения хорошо сохраняют тепло, и поэтому их используют главным образом для пальто, жакетов и теплых спортивных костюмов.

 

Повседневную женскую одежду — платья, костюмы — чаще изготовляют из более легких однофонтурных основовязаных полотен. Такой трикотаж легко отличить от двухфонтурного по его меньшей толщине и по внешнему виду его изнаночной стороны, где в отличие от кулирных переплетений, кроме дуг петель, лежат и их протяжки.

Основовязаный трикотаж, благодаря особенностям его строения, значительно прочнее многих других. Он не деформируется в носке и долго сохраняет свои первоначальные форму и размеры.

 

Вместе с тем недостатком и типичным внешним признаком пестрого основовязаного трикотажа является примитивность изобразительных форм рисунков. Здесь вы никогда не встретите тематических композиций, цветочного или животного орнамента, точного воспроизведения народных вышивок или мотивов. Рисунки на основовязаных полотнах всегда просты, лаконичны и предельно стилизованы. В большинстве случаев это вертикальные полосы, зигзаги, ромбовидные и прямоугольные клетки, шашки, различные геометрические фигуры, иногда — упрощенные, сильно стилизованные цветы.

 

Объяснение здесь одно — крайняя ограниченность рисунчатых возможностей основовязальных машин. Большую часть пестрого основовязаного трикотажа вырабатывают без применения специальных узорообразующих механизмов. Впрочем, их использование тоже не спасает положения, так как нет возможностей до конца высвободиться из узких технологических рамок, ограничивающих фантазию художников и замыслы мастеров. Правда, на основовязальных машинах хорошо получаются рисунки с укрупненным раппортом, а также рисунки при их купонном расположении на полотне.

 

Для образования цветных рисунков применяют основы с цветными нитями, которые в каждой из основ чередуются в порядке, зависящем от рисунка. Основ может быть несколько (на современных машинах их число достигает 24), но порядок чередования нитей в каждой из них остается неизменным. Такое же определенное и постоянное чередование имеют и полученные из этих нитей цветные петли во всех петельных рядах раппорта узора. Поэтому при создании рисунков художник или мастер не может размещать цветные петли внутри раппорта по своему усмотрению и все время должен помнить, как чередуются цвета нитей в каждой из основ и в каком порядке они должны прокладываться на иглы. Естественно, это сковывает фантазию и заставляет отказаться от попыток усложнить и разнообразить форму рисунков, увеличить их раппорт.

 

Отчасти поэтому, а также и в соответствии с модой на основовязальных машинах стали вырабатывать главным образом мелкоузорчатые пестровязаные полотна. Особенно большим успехом используются полотна с так называемыми твидовыми эффектами, полученные с применением буклированной пряжи. Для такого трикотажа характерен мелкий рельефный рисунок неопределенной формы.

 

Из буклированных нитей петли не образуются. Указанные нити, которые захватываются протяжками петель грунта и прокладываются в трикотаже в виде свободных, слегка изогнутых отрезков, по аналогии с ткачеством называют уточными, хотя они могут быть расположены не только горизонтально, но и вертикально (и вообще в любом направлении, в зависимости от требований рисунка или переплетения).

 

Для получения на основовязальных машинах полотен с пестрыми и одноцветными рельефными рисунками широко используют жаккардовые и прессовые переплетения.

 

Источник: О.Д. Галанина «Трикотаж, его свойства, переплетения и рисунки»

 

 

 

Опубликовано: 2008-12-23 15:42:38

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages