Просматривая статьи о направлениях моды, напечатанные в модных журналах, мы прежде всего обращаем внимание на форму представленных моделей. Костюм создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами, поэтому форма костюма создает это первое зрительное впечатление от одежды. Уже с первого взгляда можно определить, какая это одежда — широкая или узкая, длинная или короткая, подходит она человеку или нет.
Форма костюма зависит от; 1) четкости силуэта; 2) точности пропорциональных отношений частей костюма; 3) ясности ритмического строя деталей; 4) соответствия цветового строя костюма его назначению.
Форму костюма характеризует его силуэт.
Силуэт — французское слово, которое обозначает внешнее очертание любого предмета, его «тень». Не случайно на протяжении веков приход новой моды характеризовался сменой силуэтов.
Силуэт костюма зависит от характера линий плеча и становой части изделия, головки рукава, высоты уровня линии талии и общей длины костюма.
Несмотря на все своеобразие и неповторимость силуэтов прошедших десятилетий, их, как и современный костюм, можно «вписать» в одну из простых геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры — прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. Соотнося силуэт с какой-либо геометрической фигурой, имеют в виду не буквальное подобие, а только самое общее впечатление, создаваемое костюмом.
Прямой силуэт (прямоугольник) — наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур так же, как и слегка расширенный книзу (трапеция). Значительное расширение одежды книзу или, наоборот, в плечах создает впечатление треугольника, такой костюм лучше смотрится на высоких фигурах. Прямой силуэт с округлым плечом и слегка зауженный книзу напоминает букву О, такой же зауженный, но с плечом более четким -букву V.
Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» трапециям или треугольникам, он интересен в том случае, если имеется контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа изделия. Этот силуэт может напоминать букву X (рис. 4). Он может иметь узкий или свободный лиф, расширенную или зауженную юбку.
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. Степень приталивания, а также длина костюма зависят от индивидуальных особенностей фигуры. Этот силуэт является силуэтом умеренной моды.
Расширенный силуэт (трапеция) — это силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча или проймы. Расширение может быть небольшим или значительным, с крупными подвижными фалдами.
Кроме строгих определений, силуэтные решения часто получают образные названия, которые сразу дают представление об их характере: брюки — «бананы», «сигареты», юбка -«тюльпан» и т.д. Силуэт костюма ограничен силуэтными линиями. Внутри силуэта располагаются другие линии различного назначения, например, конструктивные линии. С их помощью создаются объемная форма модели и правильная посадка костюма на фигуре. К таким линиям относятся соединительные швы, рельефы, подрезы, вытачки и т.д. Если такие линии оформлены декоративно (строчкой, вышивкой, шнуром, кантом), то их называют конструктивно-декоративными линиями.
Существуют и чисто декоративные линии, которые служат для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, карманы, складки, драпировки, оборки и т.д.).
Линии в костюме должны располагаться не хаотично, а согласованно друг с другом и с индивидуальными особенностями фигуры человека. Построение таких «скоординированных» линий — это целая наука. Внутренние линии обладают свойством изменять зрительное восприятие фигуры в костюме.
В моде наблюдается периодическое увлечение той или иной линией, предпочтение ее в композиции.
Вертикальная линия выражает строгость, лаконичность. Ею определяют масштабы одежды, пропорциональное членение отрезков. Вертикаль способствует зрительному удлинению фигуры (боковые швы, рельефные швы, вытачки, средний шов спинки и др.).
Горизонтальная линия определяет устойчивость, статичность. Она способствует зрительному уменьшению фигуры по вертикали, т.е. зрительно расширяет силуэт (к таким линиям относят оборки, линии кокеток, линию отреза лифа и юбки, горизонтальные подрезы).
Диагональная линия выражает движение, динамику. Она характерна для построения асимметричных фасонов одежды.
Плавная кривая отличается мягкостью, текучестью и характерна для драпировок, линий круглых кокеток, басок и плавных рельефов.
Главными составными линиями силуэта являются линии талии, плеча и низа.
Линия талии — основная и самая существенная в композиции, она формирует силуэт. Подчеркивание этой линии в конструкции выявляет пропорциональное строение фигуры. Чаще всего линия талии в одежде сохраняет свое естественное положение по отношению к фигуре, но бывают периоды в моде, когда линия талии располагается выше или ниже естественного уровня, что зрительно изменяет облик фигуры. Такое расположение линии талии используется при определенных особенностях фигуры.
Линия проймы условно принимается за линию груди и также является одной из главных линий силуэта и формы, по этой линии формируется объем как всего изделия в целом, так и отдельных частей конструкций (например, спинки, полочки). Объем изделия определяется прибавкой на свободное облегание, которое может быть плотным, средним, свободным и очень свободным. Прибавку на свободное облегание ежегодно устанавливают Дома моделей.
Большую роль в композиции одежды, в создании силуэта, играет длина изделия, положение линий низа. Нередко новые тенденции в моде связаны с изменением длины одежды, так как в зависимости от того, насколько открыты ноги, весь силуэт приобретает тот или иной вид. Соотношение открытой и скрытой одеждой частей тела — важный фактор в достижении гармонических пропорций.
Линия плеча — одна из определяющих черт моды; в определенные периоды линия плеча имеет естественное наклоненное положение или становится искусственно прямой. В зависимости от того, какой идеал красоты существует в то или иное время, линии и пропорции в одежде помогают зрительно изменить человеческую фигуру. Нельзя также забывать и о значении прически и высоты каблука обуви в общем композиционном решении костюма.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Форма костюма зависит от; 1) четкости силуэта; 2) точности пропорциональных отношений частей костюма; 3) ясности ритмического строя деталей; 4) соответствия цветового строя костюма его назначению.
Форму костюма характеризует его силуэт.
Силуэт — французское слово, которое обозначает внешнее очертание любого предмета, его «тень». Не случайно на протяжении веков приход новой моды характеризовался сменой силуэтов.
Силуэт костюма зависит от характера линий плеча и становой части изделия, головки рукава, высоты уровня линии талии и общей длины костюма.
Несмотря на все своеобразие и неповторимость силуэтов прошедших десятилетий, их, как и современный костюм, можно «вписать» в одну из простых геометрических фигур, близких по высоте и ширине к пропорциям человеческой фигуры — прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. Соотнося силуэт с какой-либо геометрической фигурой, имеют в виду не буквальное подобие, а только самое общее впечатление, создаваемое костюмом.
Прямой силуэт (прямоугольник) — наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур так же, как и слегка расширенный книзу (трапеция). Значительное расширение одежды книзу или, наоборот, в плечах создает впечатление треугольника, такой костюм лучше смотрится на высоких фигурах. Прямой силуэт с округлым плечом и слегка зауженный книзу напоминает букву О, такой же зауженный, но с плечом более четким -букву V.
Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» трапециям или треугольникам, он интересен в том случае, если имеется контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа изделия. Этот силуэт может напоминать букву X (рис. 4). Он может иметь узкий или свободный лиф, расширенную или зауженную юбку.
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. Степень приталивания, а также длина костюма зависят от индивидуальных особенностей фигуры. Этот силуэт является силуэтом умеренной моды.
Расширенный силуэт (трапеция) — это силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча или проймы. Расширение может быть небольшим или значительным, с крупными подвижными фалдами.
Кроме строгих определений, силуэтные решения часто получают образные названия, которые сразу дают представление об их характере: брюки — «бананы», «сигареты», юбка -«тюльпан» и т.д. Силуэт костюма ограничен силуэтными линиями. Внутри силуэта располагаются другие линии различного назначения, например, конструктивные линии. С их помощью создаются объемная форма модели и правильная посадка костюма на фигуре. К таким линиям относятся соединительные швы, рельефы, подрезы, вытачки и т.д. Если такие линии оформлены декоративно (строчкой, вышивкой, шнуром, кантом), то их называют конструктивно-декоративными линиями.
Существуют и чисто декоративные линии, которые служат для украшения, особого выделения наиболее важных для зрительного восприятия частей костюма (кокетки, карманы, складки, драпировки, оборки и т.д.).
Линии в костюме должны располагаться не хаотично, а согласованно друг с другом и с индивидуальными особенностями фигуры человека. Построение таких «скоординированных» линий — это целая наука. Внутренние линии обладают свойством изменять зрительное восприятие фигуры в костюме.
В моде наблюдается периодическое увлечение той или иной линией, предпочтение ее в композиции.
Вертикальная линия выражает строгость, лаконичность. Ею определяют масштабы одежды, пропорциональное членение отрезков. Вертикаль способствует зрительному удлинению фигуры (боковые швы, рельефные швы, вытачки, средний шов спинки и др.).
Горизонтальная линия определяет устойчивость, статичность. Она способствует зрительному уменьшению фигуры по вертикали, т.е. зрительно расширяет силуэт (к таким линиям относят оборки, линии кокеток, линию отреза лифа и юбки, горизонтальные подрезы).
Диагональная линия выражает движение, динамику. Она характерна для построения асимметричных фасонов одежды.
Плавная кривая отличается мягкостью, текучестью и характерна для драпировок, линий круглых кокеток, басок и плавных рельефов.
Главными составными линиями силуэта являются линии талии, плеча и низа.
Линия талии — основная и самая существенная в композиции, она формирует силуэт. Подчеркивание этой линии в конструкции выявляет пропорциональное строение фигуры. Чаще всего линия талии в одежде сохраняет свое естественное положение по отношению к фигуре, но бывают периоды в моде, когда линия талии располагается выше или ниже естественного уровня, что зрительно изменяет облик фигуры. Такое расположение линии талии используется при определенных особенностях фигуры.
Линия проймы условно принимается за линию груди и также является одной из главных линий силуэта и формы, по этой линии формируется объем как всего изделия в целом, так и отдельных частей конструкций (например, спинки, полочки). Объем изделия определяется прибавкой на свободное облегание, которое может быть плотным, средним, свободным и очень свободным. Прибавку на свободное облегание ежегодно устанавливают Дома моделей.
Большую роль в композиции одежды, в создании силуэта, играет длина изделия, положение линий низа. Нередко новые тенденции в моде связаны с изменением длины одежды, так как в зависимости от того, насколько открыты ноги, весь силуэт приобретает тот или иной вид. Соотношение открытой и скрытой одеждой частей тела — важный фактор в достижении гармонических пропорций.
Линия плеча — одна из определяющих черт моды; в определенные периоды линия плеча имеет естественное наклоненное положение или становится искусственно прямой. В зависимости от того, какой идеал красоты существует в то или иное время, линии и пропорции в одежде помогают зрительно изменить человеческую фигуру. Нельзя также забывать и о значении прически и высоты каблука обуви в общем композиционном решении костюма.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Опубликовано: 2009-04-03 17:58:43