В практике создания композиции костюма широко применяются различные отделки, которые не только украшают изделие, но и усиливают и обогащают саму композицию. Отделка не является самостоятельным элементом композиции, это лишь дополнение, украшение, которое вообще может отсутствовать. Для каждого этапа моды характерны свои, присущие только ему виды отделок и способы их применения.
Все многообразие отделок можно подразделить на семь групп:
отделка в виде вытачных рельефных швов, драпировок, складок, буфов, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;
отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, бейки, воланы, канты, окантовочные швы-, банты, галстуки, хлястики, клапаны;
отделка специальными отделочными материалами, такими, как кружево, шнур, сутаж, тесьма, бахрома, лента, цветы;
отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки-«молнии»;
отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами;
отделка другими материалами, например, мехом, кожей, трикотажем, замшей, бархатом, кружевным полотном;
отделка деталей изделия печатным рисунком.
Нельзя забывать о мелочах, таких, как, например, пуговицы; они могут оказаться в костюме либо «изюминкой», либо «ложкой дегтя». Подбирая пуговицы, надо быть предельно внимательным не только к цвету; нужно продумать, что больше подойдет в каждом конкретном случае — пуговица с отверстиями или на «ножке», гладкая или узорная, плоская или выпуклая, блестящая или матовая.
То же самое можно сказать и о других дополнениях к одежде, ведь именно в таких «мелочах» проявляется ваша личность; именно дополнения часто говорят об умении видеть себя, о вашем характере, общей культуре, интересах, вкусе. Помните, если вы в вашей одежде выглядите естественно, значит, выбор сделан правильно.
Женщине, которая умеет шить, обычно не нужно затрачивать много средств, чтобы быть хорошо одетой, — придерживайтесь в одежде классической линии, и вы всегда будете элегантной.
Подведем итоги тому, что мы узнали о композиции костюма. Главные выразительные средства композиции — форма, силуэт, линии, пропорции, ткань, цвет, масса, декоративная отделка. Пользуясь ими, вы, как художник, создаете костюм. При этом важно уметь выбрать центр композиции — то, что первым бросается в глаза в вашем костюме; это может быть что угодно — форма костюма, цветовое решение, интересная фактура, необычный материал, различные детали (шарф, бант, галстук, пояс, воротник, пуговицы и т.д.).
Постепенно приобретая знания и опыт, вы разовьете свой художественный вкус и выработаете собственный стиль. В соответствии с ним вы сможете создать индивидуальный гардероб, в который войдут самые разнообразные модели.
Разработка любой модели состоит из нескольких этапов:
этап — изучение эскиза модели, ее технического описания и описания всех элементов композиции;
этап — построение чертежа основы с учетом прибавок на свободное облегание;
этап — нанесение на чертеж основы конструктивных
линий фасона;
этап — подготовка выкройки к раскрою.
Практическая работа над изделием начинается с тщательного изучения модели.
Определите ее назначение, условия эксплуатации, возрастную категорию, затем определите стиль модели, силуэт и Форму, покрой и конструкцию рукава, вид застежки, воротника, прочтите описание рекомендуемой ткани, ее особенностей, выберите цвет ткани с учетом моды, изучите подробное описание основных деталей изделия, обратите внимание на расположение фасонных и других конструктивных линий на каждой детали, а также на используемую отделку, ознакомьтесь с рекомендациями по выбору для данной модели конкретных размеров.
Ниже приведены примеры технического описания некоторых моделей.
Описание модели 1. Молодежный брючный костюм, состоящий из классических брюк и жакета на подкладке.
Жакет полуприлегающего силуэта в стиле 1960-х годов, выполнен из полушерстяной ткани бордового цвета. Линия плеча прямая, естественной ширины. Плечевую часть формирует упругая верхняя плечевая накладка толщиной 1 см. На полочке расположены рельефные швы овальной формы, выходящие из середины проймы. Прорезные карманы с клапаном, фигурной формы, горизонтальные. Застежка смещенная, открытая, на 3 обметные петли и 3 пуговицы, второй ряд пуговиц является отделочным. Лацканы неширокие, отложные с заниженной линией расклепа, воротник пиджачного типа, концы воротника и лацкана острые. Рукава втачные двухшовные, длинные, неширокие, окат рукава наполнен за счет посадки. В нижней части локтевого шва шлица, прикрепленная тремя пуговицами.
Спинка состоит из двух частей со швом посередине, в вертикальном направлении. На спинке имеются рельефы овальной формы, выходящие из середины проймы. Форма в области талии создается за счет оформления боковых срезов полочки и спинки, рельефных швов. Длина жакета — до линии бедер. В качестве отделки используются пуговицы, отделочные строчки по бортам, воротнику и клапанам на расстоянии 0,1-0,2 см от края.
Рекомендуется невысоким, среднего телосложения женщинам и девушкам. Размер 44-46.
Описание модели 2. Женский летний жакет желтого цвета без подкладки. Выполнен из легкой костюмной ткани мелкоузорчатого переплетения. Форма изделия достаточно свободная, силуэт полуприлегающий. Линии талии и плеча занимают естественное положение. Жакет имеет центральную застежку доверху на 5 обметных петель и 5 пуговиц. Длина жакета — до середины бедра. Воротник стояче-отложной на отрезной стойке. Рукава двухшовные втачные. Элементом отделки рукава является шлица в локтевом шве, прикрепленная 4 пуговицами. Модель выполняется с подкройной боковой частью, боковой шов немного смещен в сторону спинки. На полочках линии фасона представлены в виде талиевых вытачек. Также выполнены прорезные наклонные карманы с листочкой с втачными концами. Нижние углы бортов полочек имеют закругленную форму. Спинка жакета выполняется без среднего шва. Линии фасона на спинке представлены в виде вертикальных рельефных швов, идущих от плечевого ива. Внизу в боковом шве, соединяющем детали спинки и полочки, выполнены разрезы, при этом концы деталей имеют закругленную форму. В изделии в качестве отделки на полочках на уровне линии груди притачиваются декоративные клапаны округлой формы.
Модель выполнена в классическом стиле — элегантная и непринужденная. Этот жакет рекомендуется молодым женщинам среднего телосложения. Размер 44-50.
Описание модели 3. Предлагается платье асимметричного фасона из полушерстяного трикотажа белого цвета, с запахом и односторонними складками на левой полочке, ниже застежки. Платье привлекает внимание четкими линиями, элегантностью и простотой. Застроченная декоративная складка в верхней части лифа — это лишь маленькое дополнение; особую прелесть платью придает декоративная пряжка застежки на левой части полочки. Застежка-«молния» длиной 35-40 см в среднем шве спинки. Классический втачной рукав и небольшие подплечники придают линии плеч четкость. Вырез горловины округлой формы немного углублен (1-2 см) по середине переда и чуть расширен (на 1 см) по линии плеча.
Платье рекомендуется девушкам и женщинам.
Размер 44-50.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Все многообразие отделок можно подразделить на семь групп:
отделка в виде вытачных рельефных швов, драпировок, складок, буфов, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;
отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, бейки, воланы, канты, окантовочные швы-, банты, галстуки, хлястики, клапаны;
отделка специальными отделочными материалами, такими, как кружево, шнур, сутаж, тесьма, бахрома, лента, цветы;
отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки-«молнии»;
отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами;
отделка другими материалами, например, мехом, кожей, трикотажем, замшей, бархатом, кружевным полотном;
отделка деталей изделия печатным рисунком.
Нельзя забывать о мелочах, таких, как, например, пуговицы; они могут оказаться в костюме либо «изюминкой», либо «ложкой дегтя». Подбирая пуговицы, надо быть предельно внимательным не только к цвету; нужно продумать, что больше подойдет в каждом конкретном случае — пуговица с отверстиями или на «ножке», гладкая или узорная, плоская или выпуклая, блестящая или матовая.
То же самое можно сказать и о других дополнениях к одежде, ведь именно в таких «мелочах» проявляется ваша личность; именно дополнения часто говорят об умении видеть себя, о вашем характере, общей культуре, интересах, вкусе. Помните, если вы в вашей одежде выглядите естественно, значит, выбор сделан правильно.
Женщине, которая умеет шить, обычно не нужно затрачивать много средств, чтобы быть хорошо одетой, — придерживайтесь в одежде классической линии, и вы всегда будете элегантной.
Подведем итоги тому, что мы узнали о композиции костюма. Главные выразительные средства композиции — форма, силуэт, линии, пропорции, ткань, цвет, масса, декоративная отделка. Пользуясь ими, вы, как художник, создаете костюм. При этом важно уметь выбрать центр композиции — то, что первым бросается в глаза в вашем костюме; это может быть что угодно — форма костюма, цветовое решение, интересная фактура, необычный материал, различные детали (шарф, бант, галстук, пояс, воротник, пуговицы и т.д.).
Постепенно приобретая знания и опыт, вы разовьете свой художественный вкус и выработаете собственный стиль. В соответствии с ним вы сможете создать индивидуальный гардероб, в который войдут самые разнообразные модели.
Разработка любой модели состоит из нескольких этапов:
этап — изучение эскиза модели, ее технического описания и описания всех элементов композиции;
этап — построение чертежа основы с учетом прибавок на свободное облегание;
этап — нанесение на чертеж основы конструктивных
линий фасона;
этап — подготовка выкройки к раскрою.
Практическая работа над изделием начинается с тщательного изучения модели.
Определите ее назначение, условия эксплуатации, возрастную категорию, затем определите стиль модели, силуэт и Форму, покрой и конструкцию рукава, вид застежки, воротника, прочтите описание рекомендуемой ткани, ее особенностей, выберите цвет ткани с учетом моды, изучите подробное описание основных деталей изделия, обратите внимание на расположение фасонных и других конструктивных линий на каждой детали, а также на используемую отделку, ознакомьтесь с рекомендациями по выбору для данной модели конкретных размеров.
Ниже приведены примеры технического описания некоторых моделей.
Описание модели 1. Молодежный брючный костюм, состоящий из классических брюк и жакета на подкладке.
Жакет полуприлегающего силуэта в стиле 1960-х годов, выполнен из полушерстяной ткани бордового цвета. Линия плеча прямая, естественной ширины. Плечевую часть формирует упругая верхняя плечевая накладка толщиной 1 см. На полочке расположены рельефные швы овальной формы, выходящие из середины проймы. Прорезные карманы с клапаном, фигурной формы, горизонтальные. Застежка смещенная, открытая, на 3 обметные петли и 3 пуговицы, второй ряд пуговиц является отделочным. Лацканы неширокие, отложные с заниженной линией расклепа, воротник пиджачного типа, концы воротника и лацкана острые. Рукава втачные двухшовные, длинные, неширокие, окат рукава наполнен за счет посадки. В нижней части локтевого шва шлица, прикрепленная тремя пуговицами.
Спинка состоит из двух частей со швом посередине, в вертикальном направлении. На спинке имеются рельефы овальной формы, выходящие из середины проймы. Форма в области талии создается за счет оформления боковых срезов полочки и спинки, рельефных швов. Длина жакета — до линии бедер. В качестве отделки используются пуговицы, отделочные строчки по бортам, воротнику и клапанам на расстоянии 0,1-0,2 см от края.
Рекомендуется невысоким, среднего телосложения женщинам и девушкам. Размер 44-46.
Описание модели 2. Женский летний жакет желтого цвета без подкладки. Выполнен из легкой костюмной ткани мелкоузорчатого переплетения. Форма изделия достаточно свободная, силуэт полуприлегающий. Линии талии и плеча занимают естественное положение. Жакет имеет центральную застежку доверху на 5 обметных петель и 5 пуговиц. Длина жакета — до середины бедра. Воротник стояче-отложной на отрезной стойке. Рукава двухшовные втачные. Элементом отделки рукава является шлица в локтевом шве, прикрепленная 4 пуговицами. Модель выполняется с подкройной боковой частью, боковой шов немного смещен в сторону спинки. На полочках линии фасона представлены в виде талиевых вытачек. Также выполнены прорезные наклонные карманы с листочкой с втачными концами. Нижние углы бортов полочек имеют закругленную форму. Спинка жакета выполняется без среднего шва. Линии фасона на спинке представлены в виде вертикальных рельефных швов, идущих от плечевого ива. Внизу в боковом шве, соединяющем детали спинки и полочки, выполнены разрезы, при этом концы деталей имеют закругленную форму. В изделии в качестве отделки на полочках на уровне линии груди притачиваются декоративные клапаны округлой формы.
Модель выполнена в классическом стиле — элегантная и непринужденная. Этот жакет рекомендуется молодым женщинам среднего телосложения. Размер 44-50.
Описание модели 3. Предлагается платье асимметричного фасона из полушерстяного трикотажа белого цвета, с запахом и односторонними складками на левой полочке, ниже застежки. Платье привлекает внимание четкими линиями, элегантностью и простотой. Застроченная декоративная складка в верхней части лифа — это лишь маленькое дополнение; особую прелесть платью придает декоративная пряжка застежки на левой части полочки. Застежка-«молния» длиной 35-40 см в среднем шве спинки. Классический втачной рукав и небольшие подплечники придают линии плеч четкость. Вырез горловины округлой формы немного углублен (1-2 см) по середине переда и чуть расширен (на 1 см) по линии плеча.
Платье рекомендуется девушкам и женщинам.
Размер 44-50.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Опубликовано: 2009-04-03 18:02:32