Купленную ткань нужно подготовить к раскрою. Внимательно просмотрите ткань на наличие дефектов. Делать это нужно при ярком свете или у окна. Вы сможете заметить пятна, дыры, непрокрасы, утолщенные нити. Отметьте такие места с помощью мела или нитки. Если срезы ткани неровные, выдерните в этих местах поперечную нить и выровняйте ткань по образовавшейся линии.
Сложите ткань вдвое по длине. Если срез верхнего слоя параллелен срезу нижнего слоя, значит переплетение ткани идеально ровное и не требует выравнивания. Если же срезы верхнего и нижнего слоя непараллельны, значит, ткань перекошена и ее необходимо выровнять. Для этого надо вдвоем взять ткань за края и растянуть по диагонали. Если в будущем вы предполагаете стирать изделие, то ткань для ее усадки до раскроя также необходимо постирать и высушить. Если изделие будет в будущем подвергаться химической чистке, то ткань следует продекатировать. Необходимо заметить, что большинство изделий (даже если они сшиты из тканей, которые можно стирать) дольше сохраняют свою форму и внешний вид, если их не стирают, а отдают в чистку.
Декатирование ткани — это ее предварительная влажно-тепловая обработка для уменьшения усадки при дальнейшей обработке. Степень усадки зависит от вида волокон, а также от плотности ткани. Следует помнить, что даже во время утюжки швов через влажный проутюжельник наступает местная усадка, деформирующая все изделие. Во избежание этого ткань перед раскроем необходимо обработать.
Хлопчатобумажную ткань (ситец, вуаль, рогожка, батист и т. п.) погружают в горячую воду, ткани с примесью искусственных волокон — в теплую, затем быстро перекладывают в холодную воду, слегка отжимают и развешивают для высушивания. Чуть влажную (не мокрую) ткань утюжат горячим утюгом вдоль нитей основы (по длине ткани).
Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, затем подкрахмалить и, не выкручивая, завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат такую ткань влажной, с изнаночной стороны не очень горячим утюгом.
Шерстяные ткани утюжат в долевом направлении через влажный проутюжельник из льняной стираной ткани. В этом случае надо быть очень внимательным: шерсть легко деформируется, поэтому утюг надо не тянуть, а только приставлять вдоль нитей основы. При этом не следует долго просушивать ткань, так как она может стать более жесткой. После утюжки еще влажную ткань оставляют на горизонтальной поверхности или развешивают для просушивания. Ткань должна высохнуть в естественных условиях.
Следует помнить, что некоторые ткани (ряд шерстяных, синтетических, бархат) увлажнять нельзя, потому что на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить, как она реагирует на увлажнение. Вельвет и бархат не декатируют, так как при утюжке заминается ворс. При пошиве изделий из недекатированных тканей увеличивают величину припусков на швы.
Как правило, кромки ткани (шириной 1-1,5 см) перед раскроем срезают. Исключение составляют ткани (в клетку, полоску), которые требуют подгонки рисунка. В любом случае необходимо убедиться, что кромка не будет подтягивать или утолщать шов.
При подготовке ткани к раскрою особое внимание следует уделить определению расхода ткани на изделие. Расход ткани зависит от фасона одежды, размера фигуры, ширины ткани и ее свойств. Чем сложнее фасон, тем больше расход ткани. К сложным элементам изделия относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезные рельефы, кокетки, воротники, карманы, отделочные детали (жабо, кокилье). Расход ткани больше и в том случае, если детали изделия выкраиваются под углом в 45° к нити основы. Кроме того, необходимо учитывать наличие ворса, направленность и раппорт рисунка, усадку ткани.
Прежде чем раскладывать ткань на столе, следует определить лицевую и изнаночную стороны материала, направление нитей основы и утка, а также выбрать способ раскроя.
Часто случается так, что лицевую сторону трудно отличить от изнаночной. Однако, если ткань свернута в рулон, задача облегчается. Хлопчатобумажные и льняные ткани обычно складывают изнаночной стороной внутрь, а шерстяные, наоборот, лицевой стороной внутрь и свертывают в рулон изнаночной стороной наружу. Если купленная вами ткань не свернута в рулон, внимательно осмотрите ее кромки — более гладкая сторона кромки обычно находится с лицевой стороны ткани. Если в процессе изготовления ткани в кромку вкалывают булавки, то делают это обычно с изнаночной стороны. Если по вышеназванным признакам невозможно определить лицевую сторону ткани, выберите ту сторону, которая вам больше нравится и имеет меньше ткацких дефектов, и отметьте ее (на изнаночной стороне ткани во многих местах ставят мелом крестик или с лицевой стороны ткани приклеивают клейкую ленту, которую в процессе пошива осторожно удаляют).
В зависимости от переплетения нитей и рисунка ткани могут быть с ярко выраженным рисунком на лицевой стороне (в этом случае проблем нет) и со слабо выраженным рисунком. Особенно трудно бывает определить лицевую сторону в тканях полотняного переплетения. На лицевой стороне таких тканей текстильные дефекты менее выражены, чем на изнаночной; блестящая, или глянцевая, сторона обычно бывает лицевой. Ткани жаккардового переплетения имеют на лицевой стороне более выраженный рисунок, легко отличимый от рисунка на изнаночной стороне. В тканях диагонального переплетения (саржа, бостон) полоски идут снизу вверх и слева направо, если смотреть на ткань по лицевой стороне вдоль кромки (по нити основы). Изделия из двухсторонних тканей (одинаковая лицевая и изнаночная стороны) можно кроить по любой стороне.
Нить основы в тканях находят по следующим признакам: если отрез имеет ткацкую кромку, то нить основы (в последующем долевая нить — д. н.) проходит параллельно кромке;
если кромки нет, то д. н. можно определить по степени растяжения: ткань в направлении основы растягивается меньше, чем в поперечном и косом направлениях;
если ткань имеет рисунок в полоску, то направление полос может совпадать с направлением нитей основы;
если просмотреть ткань на свет, то нити основы выглядят более прямолинейными и лежат на одинаковом расстоянии одна от другой. Нити утка слегка изогнуты и лежат на разном расстоянии друг от друга.
Существует несколько способов раскроя:
«лицом к лицу» — в сгиб (ткань перегибают лицевой стороной вдвое по длине);
«лицом вниз» — в разворот;
«лицом вверх» — в разворот.
При раскрое «лицом вниз» или «лицом вверх» ткань разворачивают на столе на всю длину и ширину лицевой стороной вниз или вверх. Эти способы применяются при раскрое ткани с направленным рисунком и ворсом, а также при раскрое изделий асимметричных фасонов. Способом «лицом к лицу» раскраивают парные симметричные детали.
При раскрое ткани в полоску и клетку парные детали выкраивают, совмещая рисунки на обеих деталях. В боковых швах рисунок должен совпадать. При раскрое рукавов рисунок по окату подгоняют к рисунку переда и спинки. Если ткань с крупным рисунком, то детали изделия располагают так, чтобы рисунок для правой и левой половин изделия был симметричным.
При раскрое ворсовых тканей следует учесть, что в тканях с коротким ворсом ворс должен быть направлен на деталях изделия снизу вверх (для образования матовой, более темной поверхности). В тканях с длинным ворсом ворс должен быть направлен сверху вниз.
Сначала на ткани размещают выкройки более крупных деталей изделия, а выкройки мелких деталей — между ними.
Качество готового изделия зависит от правильной раскладки деталей выкройки изделия на ткани. Вы можете воспользоваться раскладкой, приведенной в инструкции, либо придумать свой собственный план раскладки. При этом необходимо обеспечить точное совпадение долевой нити ткани с направлением, указанным на деталях выкройки. Для этого надо измерить расстояние от кромки или сгиба ткани до линии на деталях выкройки, обозначающей направление долевой нити.
Если раскладка деталей выкройки, показанная в инструкции, невозможна или нерациональна из-за некоторых особенностей ткани (рисунка, ширины или фактуры поверхности), воспользуйтесь рекомендациями, приведенными ниже, или придумайте другой способ раскладки.
По возможности раскладывайте детали выкройки в одном направлении: чтобы направление снизу вверх у всех деталей совпадало, даже если ткань гладкокрашеная. Дело в том, что у некоторых тканей разница в цвете в зависимости от направления настолько незначительна, что становится заметной только в готовом изделии.
Сначала разложите самые крупные детали выкройки с учетом экономного расхода ткани, между ними — мелкие.
К первой примерке не раскраивают все мелкие детали -клапаны, хлястики, паты, манжеты, воротник, подборта, накладные карманы. В процессе примерки уточняют форму, размеры и местоположение этих деталей, для чего раскраивают их из макетной ткани или бумаги. Детали подкладки раскраивают также после первой примерки.
Детали выкройки раскладывают на ткани с учетом рационального раскроя и, только убедившись в правильности раскладки, прикалывают булавками. Сначала булавки прикалывают с каждого края детали вдоль направления долевой нити или линии сгиба, затем — в припуски шва параллельно долевой нити. Старайтесь использовать как можно меньше булавок, чтобы на ткани и выкройке не образовывались морщинки. В очень тонких тканях (атлас, крепдешин и др.) булавки оставляют дырочки, поэтому лучше пользоваться тонкими иглами № 9-10, вкалывая их в припуски швов, или использовать специальный груз, чтобы прижать детали выкройки.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Сложите ткань вдвое по длине. Если срез верхнего слоя параллелен срезу нижнего слоя, значит переплетение ткани идеально ровное и не требует выравнивания. Если же срезы верхнего и нижнего слоя непараллельны, значит, ткань перекошена и ее необходимо выровнять. Для этого надо вдвоем взять ткань за края и растянуть по диагонали. Если в будущем вы предполагаете стирать изделие, то ткань для ее усадки до раскроя также необходимо постирать и высушить. Если изделие будет в будущем подвергаться химической чистке, то ткань следует продекатировать. Необходимо заметить, что большинство изделий (даже если они сшиты из тканей, которые можно стирать) дольше сохраняют свою форму и внешний вид, если их не стирают, а отдают в чистку.
Декатирование ткани — это ее предварительная влажно-тепловая обработка для уменьшения усадки при дальнейшей обработке. Степень усадки зависит от вида волокон, а также от плотности ткани. Следует помнить, что даже во время утюжки швов через влажный проутюжельник наступает местная усадка, деформирующая все изделие. Во избежание этого ткань перед раскроем необходимо обработать.
Хлопчатобумажную ткань (ситец, вуаль, рогожка, батист и т. п.) погружают в горячую воду, ткани с примесью искусственных волокон — в теплую, затем быстро перекладывают в холодную воду, слегка отжимают и развешивают для высушивания. Чуть влажную (не мокрую) ткань утюжат горячим утюгом вдоль нитей основы (по длине ткани).
Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, затем подкрахмалить и, не выкручивая, завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат такую ткань влажной, с изнаночной стороны не очень горячим утюгом.
Шерстяные ткани утюжат в долевом направлении через влажный проутюжельник из льняной стираной ткани. В этом случае надо быть очень внимательным: шерсть легко деформируется, поэтому утюг надо не тянуть, а только приставлять вдоль нитей основы. При этом не следует долго просушивать ткань, так как она может стать более жесткой. После утюжки еще влажную ткань оставляют на горизонтальной поверхности или развешивают для просушивания. Ткань должна высохнуть в естественных условиях.
Следует помнить, что некоторые ткани (ряд шерстяных, синтетических, бархат) увлажнять нельзя, потому что на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить, как она реагирует на увлажнение. Вельвет и бархат не декатируют, так как при утюжке заминается ворс. При пошиве изделий из недекатированных тканей увеличивают величину припусков на швы.
Как правило, кромки ткани (шириной 1-1,5 см) перед раскроем срезают. Исключение составляют ткани (в клетку, полоску), которые требуют подгонки рисунка. В любом случае необходимо убедиться, что кромка не будет подтягивать или утолщать шов.
При подготовке ткани к раскрою особое внимание следует уделить определению расхода ткани на изделие. Расход ткани зависит от фасона одежды, размера фигуры, ширины ткани и ее свойств. Чем сложнее фасон, тем больше расход ткани. К сложным элементам изделия относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезные рельефы, кокетки, воротники, карманы, отделочные детали (жабо, кокилье). Расход ткани больше и в том случае, если детали изделия выкраиваются под углом в 45° к нити основы. Кроме того, необходимо учитывать наличие ворса, направленность и раппорт рисунка, усадку ткани.
Прежде чем раскладывать ткань на столе, следует определить лицевую и изнаночную стороны материала, направление нитей основы и утка, а также выбрать способ раскроя.
Часто случается так, что лицевую сторону трудно отличить от изнаночной. Однако, если ткань свернута в рулон, задача облегчается. Хлопчатобумажные и льняные ткани обычно складывают изнаночной стороной внутрь, а шерстяные, наоборот, лицевой стороной внутрь и свертывают в рулон изнаночной стороной наружу. Если купленная вами ткань не свернута в рулон, внимательно осмотрите ее кромки — более гладкая сторона кромки обычно находится с лицевой стороны ткани. Если в процессе изготовления ткани в кромку вкалывают булавки, то делают это обычно с изнаночной стороны. Если по вышеназванным признакам невозможно определить лицевую сторону ткани, выберите ту сторону, которая вам больше нравится и имеет меньше ткацких дефектов, и отметьте ее (на изнаночной стороне ткани во многих местах ставят мелом крестик или с лицевой стороны ткани приклеивают клейкую ленту, которую в процессе пошива осторожно удаляют).
В зависимости от переплетения нитей и рисунка ткани могут быть с ярко выраженным рисунком на лицевой стороне (в этом случае проблем нет) и со слабо выраженным рисунком. Особенно трудно бывает определить лицевую сторону в тканях полотняного переплетения. На лицевой стороне таких тканей текстильные дефекты менее выражены, чем на изнаночной; блестящая, или глянцевая, сторона обычно бывает лицевой. Ткани жаккардового переплетения имеют на лицевой стороне более выраженный рисунок, легко отличимый от рисунка на изнаночной стороне. В тканях диагонального переплетения (саржа, бостон) полоски идут снизу вверх и слева направо, если смотреть на ткань по лицевой стороне вдоль кромки (по нити основы). Изделия из двухсторонних тканей (одинаковая лицевая и изнаночная стороны) можно кроить по любой стороне.
Нить основы в тканях находят по следующим признакам: если отрез имеет ткацкую кромку, то нить основы (в последующем долевая нить — д. н.) проходит параллельно кромке;
если кромки нет, то д. н. можно определить по степени растяжения: ткань в направлении основы растягивается меньше, чем в поперечном и косом направлениях;
если ткань имеет рисунок в полоску, то направление полос может совпадать с направлением нитей основы;
если просмотреть ткань на свет, то нити основы выглядят более прямолинейными и лежат на одинаковом расстоянии одна от другой. Нити утка слегка изогнуты и лежат на разном расстоянии друг от друга.
Существует несколько способов раскроя:
«лицом к лицу» — в сгиб (ткань перегибают лицевой стороной вдвое по длине);
«лицом вниз» — в разворот;
«лицом вверх» — в разворот.
При раскрое «лицом вниз» или «лицом вверх» ткань разворачивают на столе на всю длину и ширину лицевой стороной вниз или вверх. Эти способы применяются при раскрое ткани с направленным рисунком и ворсом, а также при раскрое изделий асимметричных фасонов. Способом «лицом к лицу» раскраивают парные симметричные детали.
При раскрое ткани в полоску и клетку парные детали выкраивают, совмещая рисунки на обеих деталях. В боковых швах рисунок должен совпадать. При раскрое рукавов рисунок по окату подгоняют к рисунку переда и спинки. Если ткань с крупным рисунком, то детали изделия располагают так, чтобы рисунок для правой и левой половин изделия был симметричным.
При раскрое ворсовых тканей следует учесть, что в тканях с коротким ворсом ворс должен быть направлен на деталях изделия снизу вверх (для образования матовой, более темной поверхности). В тканях с длинным ворсом ворс должен быть направлен сверху вниз.
Сначала на ткани размещают выкройки более крупных деталей изделия, а выкройки мелких деталей — между ними.
Качество готового изделия зависит от правильной раскладки деталей выкройки изделия на ткани. Вы можете воспользоваться раскладкой, приведенной в инструкции, либо придумать свой собственный план раскладки. При этом необходимо обеспечить точное совпадение долевой нити ткани с направлением, указанным на деталях выкройки. Для этого надо измерить расстояние от кромки или сгиба ткани до линии на деталях выкройки, обозначающей направление долевой нити.
Если раскладка деталей выкройки, показанная в инструкции, невозможна или нерациональна из-за некоторых особенностей ткани (рисунка, ширины или фактуры поверхности), воспользуйтесь рекомендациями, приведенными ниже, или придумайте другой способ раскладки.
По возможности раскладывайте детали выкройки в одном направлении: чтобы направление снизу вверх у всех деталей совпадало, даже если ткань гладкокрашеная. Дело в том, что у некоторых тканей разница в цвете в зависимости от направления настолько незначительна, что становится заметной только в готовом изделии.
Сначала разложите самые крупные детали выкройки с учетом экономного расхода ткани, между ними — мелкие.
К первой примерке не раскраивают все мелкие детали -клапаны, хлястики, паты, манжеты, воротник, подборта, накладные карманы. В процессе примерки уточняют форму, размеры и местоположение этих деталей, для чего раскраивают их из макетной ткани или бумаги. Детали подкладки раскраивают также после первой примерки.
Детали выкройки раскладывают на ткани с учетом рационального раскроя и, только убедившись в правильности раскладки, прикалывают булавками. Сначала булавки прикалывают с каждого края детали вдоль направления долевой нити или линии сгиба, затем — в припуски шва параллельно долевой нити. Старайтесь использовать как можно меньше булавок, чтобы на ткани и выкройке не образовывались морщинки. В очень тонких тканях (атлас, крепдешин и др.) булавки оставляют дырочки, поэтому лучше пользоваться тонкими иглами № 9-10, вкалывая их в припуски швов, или использовать специальный груз, чтобы прижать детали выкройки.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Опубликовано: 2009-04-03 18:15:54