Способы распознавания текстильных волокон

Для того чтобы правильно выбрать режим влажно-тепло­вых работ и способы обработки ткани, необходимо опреде­лить, из каких волокон она изготовлена.

Натуральные волокна часто можно определить по внеш­нему виду и на ощупь. Распознать химические волокна труд­нее (ввиду их внешнего подобия натуральным и широкого ассортимента). Наиболее простой способ определения воло­кон — проба на горение. Для этого поджигают одну или не­сколько нитей материала.

При выполнении пробы на горение прежде всего обезо­пасьте себя от пожара: лоскуток ткани, предназначенный для определения состава волокон, поджигайте над раковиной, держа его пинцетом в горизонтальном положении. Реакция ткани на пламя и вид получившегося в результате пепла помо­гут вам установить тип волокон ткани.
При испытании нити на разрыв также иногда можно опре­делить волокнистый состав ткани. Нити, предназначенные для пробы, должны быть достаточно длинными. Разорванная хлопчатобумажная нить отличается торчащими короткими волокнами; льняная — длинными жесткими волокнами; шер­стяная нить расщепляется, напоминая кисточку, нить из нату­рального шелка также расщепляется, из синтетического шел­ка — расщепляется на отдельные тонкие волокна.

Натуральные растительные волокна после смачивания становятся более прочными. Искусственные волокна (вискоз­ный шелк), наоборот, после смачивания теряют прочность. Для испытания нить увлажняют на участке длиной около 1,5 см. После растяжения хлопчатобумажная нить разорвется в сухом месте, а вискозная — в смоченном.
Ткани, требующие при шитье особого внимания
Некоторые ткани из-за своего рисунка или фактуры при раскрое и последующей технологической обработке требуют особого внимания.

Ворсистые и атласные ткани (бархат, велюр, вельвет, фланель, плюш и др.) требуют особой раскладки выкроек. Ворс на поверхности ткани обычно имеет наклон в одну сто­рону, так что поверхность ткани в этом направлении выглядит светлой и блестящей, а в противоположном направлении она кажется темнее. Для определения направления ворса в отдель­ном отрезе надо накинуть его на фигуру как шарф и опреде­лить более темную матовую поверхность, а на изнанке ткани проставить мелом стрелки, указывающие направление ворса. Чтобы все изделие было одного тона, выкройки должны рас­кладываться в одном направлении (верх выкройки должен совпадать с направлением стрелки). Атлас и муаровая тафта не имеют ворса, но их глянцевая поверхность в разных направле­ниях по долевой нити по-разному отражает свет. В зависимос­ти оттого, какой световой эффект вам больше нравится, и рас­кладывайте выкройки, но непременно в одном направлении.

Прозрачные ткани требуют специальной тонкой обра­ботки швов. Необработанные срезы не допускаются, поэтому при обработке изделий из таких тканей применяются особые швы.
Ткани с саржевым переплетением, габардин имеют на лицевой поверхности диагональные бороздки. Если эти бо­роздки достаточно заметны, то выкройки следует расклады­вать только в одном направлении. Срезы в тонких тканях с саржевым переплетением обрабатывают швом «в замок» или на специальной машине, так как они легко осыпаются.
Ткани с рисунком в клетку и полоску требуют особой раскладки выкроек с учетом симметричности и раппорта ри­сунка. Поэтому для раскладки требуется дополнительный за­пас ткани — от 25 до 50 см в зависимости от модели.
Трикотажное полотно стачивается с особой осторожно­стью, иначе его можно растянуть в швах и тогда изделие получится перекошенным. Трикотажные полотна следует ста­чивать специальными швами, сохраняющими упругость.

Рисунки на тканях с точки зрения композиции делят на легкие и трудные. К легким относят рисунки малых и средних размеров, не имеющие верха и низа, а также больших размеров без резко выраженного цветового решения. В этом случае при решении композиции костюма и при раскрое можно принять любую линию на ткани в качестве центральной осевой линии изделия, не считаясь с рисунком.

К трудным относят односторонние рисунки, имеющие верх и низ. В этом случае для нахождения наилучшего реше­ния в расположении рисунка ткань надо просмотреть по всей ширине и длине. К трудным относят ткани с рисунком боль­ших размеров, выделяющимся на общем фоне. Эти ткани сле­дует применять в костюмах простых, лаконичных форм, по возможности без большого количества швов. Трудными счи­таются рисунки в виде гирлянд, полос, организованных самы­ми различными элементами. В этом случае надо учитывать размер рисунка, его направление, расположение осевой ли­нии, а также общее цветовое решение. При раскрое необходи­мо следить за совпадением рисунка на парных деталях, за со­хранением раппорта на стыках деталей. Рисунок не должен обрываться где-то посередине. Внутренние линии моделей на таких тканях малозаметны.
Рисунки в горошек, полосы и клетку также относятся к трудным и оказывают огромное влияние на композиционное решение моделей. Такие ткани могут быть использованы и в качестве отделки.

Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"

Опубликовано: 2009-04-03 18:01:12

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages