Цвет — основной компонент композиции, он является важным свойством костюма и его образной характеристикой. Первое впечатление от костюма возникает благодаря цвету: это, пожалуй, наиболее сильный фактор восприятия. Цвет дает эмоциональный толчок, в костюме он может способствовать созданию настроения, так как связывается с такими понятиями, как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т.д. В определенных условиях цвет приобретает значение символа. Восприятие веса и размера также зачастую переплетается с ощущением цвета, поэтому цветовому решению той или иной модели следует уделять особое внимание.
Теплые и светлые цвета обладают свойством как бы «выступать вперед» (увеличивать), а холодные и темные — «отходят назад» (уменьшают). Полные фигуры в костюмах холодного темного цвета будут казаться меньше, а костюмы светлого теплого тона будут зрительно увеличивать объем фигуры. Следует отметить, что белый цвет всегда зрительно увеличивает объем, а черный — предельно его уменьшает.
Гармоничное сочетание цветов в одежде имеет большое значение. Белый и черный цвета, как правило, удачно сочетаются с любыми другими цветами. Светлые цвета (розовый, желтый, светло-зеленый, голубой) сочетаются с белым очень мягко, создавая веселую, радостную гамму; темные (черный, темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый) дают контрастные сочетания, несущие в себе черты некоторой официальности, парадности. Для правильного подбора цвета одежды необходимо знать основные законы о цвете. Если рассмотреть так называемый «естественный цветовой круг» Гете, который первым сделал попытку систематизировать цвета, то можно составить представление о гармоничном сочетании и равновесии цветов.
Все цвета делятся на ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические — красный, синий и другие цвета спектра.
Естественный цветовой круг строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся главные (основные) цвета — красный, синий, желтый. По вершинам треугольника описывают круг и строят такой же треугольник, но повернутый относительно первого на 180°. На его вершинах располагаются противоположные, дополнительные цвета — зеленый, оранжевый, фиолетовый, которые образуются от смешения основных цветов: красный + желтый = оранжевый; красный + синий = фиолетовый; желтый + синий = зеленый.
По окружности цветового круга между основными и производными цветами располагается бесконечное множество промежуточных цветов и оттенков, переходящих один в другой.
Для создателя костюма важно уметь правильно сочетать цвета тканей и дополнений в одной композиции.
Гармония — это согласованность, стройность в сочетании цветов. Различают два основных типа цветовых гармоний: родственные и контрастные. Родственные цвета — все цвета и оттенки в пределах двух соседних секторов цветового круга.
Гармонии родственных цветов делятся на три группы:
одноцветная — сочетание оттенков цвета в пределах одного сектора цветового круга, различающихся по насыщенности (более светлый оттенок сочетается с более темным оттенком того же цвета);
смежная — сочетание цветов, располагающихся в двух соседних секторах цветового круга достаточно близко к границе между ними;
тональная — сочетание чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (например, желтого с табачным или голубого с пепельно-голубым).
Контрастные цвета — это цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Различают две группы гармоний контрастных цветов. Первая — парная, или дополнительная, гармония — сочетание любой пары цветов, расположенных на концах диаметра цветового круга: красный — зеленый, синий -оранжевый, желтый — фиолетовый. Мысленно вращая диаметр вокруг центра круга, получают гармоничные сочетания цветовой пары различных оттенков; на них указывают концы диаметра. Например, синий — красно-оранжевый, желто-оранжевый.
Вторая — гармония триады, то есть сочетание трех контрастных цветов или их оттенков, отличающихся по насыщенности и расположенных на вершинах треугольника, вписанного в цветовой круг. По этому типу гармонии сочетаются между собой все основные, а также производные цвета. Поворачивая Равносторонний треугольник вокруг центра цветового круга, подбирают подходящие сочетания для любого из его оттенков.
Ахроматические цвета, не входящие в цветовой круг, гармонично сочетаются с любым хроматическим цветом, а также между собой. Однако в окраске тканей часто присутствуют ахроматические цвета с заметным теплым или холодным оттенком, что также надо учитывать при подборе цветов.
Группа коричневых цветов получается при смешении всех основных цветов спектра. При сочетании коричневых оттенков теплые «земляные» оттенки надо сочетать с теплыми цветами цветового круга, а холодные «шоколадные» — с холодными оттенками цветового круга.
Кроме определенной гаммы тонов, рекомендованных женщинам того или иного типа, при подборе цвета в одежде следует учитывать возрастные особенности. Одежда для молодежи может быть более ярких расцветок, а женщинам элегантного возраста следует избегать слишком ярких цветов.
Цвет позволяет скорректировать не совсем пропорциональное телосложение, создает связь между отдельными частями изделия. С помощью цвета можно подчеркнуть ту или иную особенность фигуры, охарактеризовать облик человека в целом.
Обычно при моделировании костюма исходят из сочетания четырех цветов, так как иначе композиция будет дробной, лишенной целостного характера.
Не менее важное значение имеет фактура материала, используемого в костюме, так как именно фактура влияет на силу звучания цвета в одежде.
В любом случае цвет одежды должен быть строго продуман. При выборе цвета нужно учитывать требования моды и индивидуальные особенности человека. Цвет должен соответствовать его темпераменту и психологическому состоянию.
Таблица 3 поможет вам определить удачные и неудачные сочетания цветов; однако многое зависит от конкретного оттенка каждого цвета, а их, как известно, великое множество.
Источник: Заварухина Т.М. "Кроем и шьем"
Опубликовано: 2009-04-03 18:01:29